Так, так, так… На календаре у нас 8 августа, а значит у любимых котофеев праздник. Их у них немало и разных, но сегодня самый известный и популярный – World Cat Day. Кошки живут рядом с нами давно, но все же остаются удивительными, своенравными и восхитительными созданиями. Они прекрасны и как творения природы, и как произведения искусства. Причем в любую эпоху, в любом стиле и при любой технике исполнения. Разумеется, не обходится без пушистиков и стрит-арт, который также противник ограничений. Что это за творчество и каковы котики? Читайте, смотрите и оценивайте сами.
Рисовать люди начали с давних времен. По оценкам исследователей найденным на стенах пещер наскальным изображениям около 40 тысяч лет. И вопреки устоявшимся убеждениям, их главной темой являются отнюдь не сцены охоты. А что же они рисовали? Зачастую зверей, а также разных выдуманных персонажей, чей образ сочетал звериные черты с человеческими. В чем был смысл этих картин? Сие нам неведомо. Фантастические существа и звери – ну почти как сегодняшнее граффити.
С возникновением письменности у некоторой части человечества появилось также неистребимое желание увековечивать себя в надписях типа Здесь был…. Впрочем, благодаря такого рода отметкам ученые и узнали, что викинги открыли Америку задолго до плавания Колумба. Потом подобное творчество привело к зарождению уличного искусства Street Art, основа которого граффити и муралы.
Во всяком случае, именно так считает всезнающая Википедия. Хотя рисунки и надписи на стенах строений сопровождают человеческую цивилизацию с момента появления этих самых стен, историю граффити принято отсчитывать от 1942 года. Согласно легенде, некий рабочий на фабрике в Детройте начал писать на ящиках с бомбами Здесь был Килрой. Воюя в Европе американские солдаты на уцелевших после бомбардировок стенах стали рисовать голову выглядывающего из-за стены носатого человечка и сопровождали надписью, что Килрой был здесь.
Рисунок был незамысловатый – простой и схематичный, но стал узнаваемым и вошел в историю. Так сказать, мем эпохи. Позже, в 1950-1960-х годах благодаря трем художникам уже настоящие профессиональные граффити появляются в Филадельфии. Затем эстафету подхватывает Нью-Йорк и пошло, поехало. Стены домов и вагоны метро повсеместно становятся «холстами» для уличного художества. Тут как раз и усовершенствованные аэрозольные баллончики с краской подоспели,
Новое искусство начинают признавать в профессиональной среде. Проводятся выставки, обсуждают критики, проявляют интерес владельцы галерей. Однако представители местной власти, коммунальных служб, да и значительное число горожан подобное самовыражение считают вандализмом. И возмущение их нередко по делу – далеко не все нарисованное можно отнести к искусству.
Во многих странах штрафы и иные санкции вытесняют стихийный стрит-арт с городских улиц. Под легальные граффити и муралы отводят специальные места и выдают разрешения. Но не все художники готовы с этим мириться, продолжая творить вопреки ограничениям и с адреналином от дополнительного риска. Вот такой он стрит-арт – от банальной надписи на ящиках до миллионов $ знаменитости Бэнкси (Banksy).