Кошки и весна просто созданы друг для друга. Однако календарные даты часто совсем не совпадают с погодой за окном. Вот и нынешняя официально начавшаяся весна отнюдь не спешит радовать теплом. Но солнышко уже пригревает вовсю и понежиться в его ласковых лучах выходят из укромных местечек свободные уличные кошки всех возрастов и окрасов. Пребывающие в тепле домашние пушистики предвкушают приход весны на подоконниках. Вы легко можете скрасить это томительное ожидание – просто побалуйте мурлык кошачьим эйфоретиком.
Не пугайтесь, за этим названием скрывается всего лишь несколько растений, запах которых вызывает у мурчащего племени приступы неуемного восторга. У нас таковым «наркотиком» традиционно признается валериана, а вот в англоязычных странах им считается кошачья мята. В Восточной Азии, особенно в Японии, подобное угощение именуется мататаби (matatabi) и упоминается в популярных манга. Готовится данное «лакомство» из местной лианы – актинидии полигамной.
Как кошки научно выбирали свою «травку»
Традиции – это конечно хорошо, только в отличие от хозяев не все пушистики их безоговорочно придерживаются. Солидные научные лаборатории до настоящего времени активности в этом вопросе не проявляют. Их как-то в основном воздействие на людей интересует. Оно и понятно – широкие перспективы, финансы и т.д.
К счастью не перевелись еще энтузиасты, которые серьезно интересуются секретами кошачьего племени. Так в июле 2016 года в пригороде Сан-Антонио (San Antonio, Texas) был организован неординарный исследовательский центр-приют
Они то и провели самое полное на данный момент исследование эйфоретиков для усатых-полосатых, опубликовав результаты в
Для «дегустации» каждому участнику эксперимента предлагали по очереди оценить аромат разного содержимого четырех тонких пористых носков. Насыпали же туда дробленый корень валерианы (valeriana officinalis), измельченные сушеные листья и цветы котовника или кошачьей мяты (nepeta cataria), опилки древесины татарской жимолости (lonicera tatarica) и порошок из плодов актинидии полигамной (actinidia polygama). Последние два растения давали также в виде небольших веточек.
Не валерианой единой
И что же оказалось? Из ста гордых и независимых кошачьих особей шесть были настолько независимыми, что проигнорировали все варианты. Остальные хотя бы раз впадали в эйфорическое возбуждение – катались по полу, кусали носок и терлись об него головой, подбородком и щеками.
При этом, как ни странно, наименее популярной оказалась валериана – от нее «поймали кайф» только 47 кошек. От татарской жимолости (и опилок и веточек) в экстазе было 53 особы, а от котовника – 68 мурлык.
Вершину пьедестала заняла актинидия полигамная, которая доставляла наслаждение 79 пушистикам из 100. Причем тут имеется некоторый нюанс. Бурная реакция наблюдалась не просто на сушеные плоды, а на имеющие галлы. У растений это такие аномальные наросты, появление которых вызывают всяческие вредители.
Как вы уже поняли, если любимый питомец проявил равнодушие к одному эйфоретику – предложите ему второй, третий или четвертый. И с вероятностью 94% он таки унюхает свою «травку».
Кстати, информация о том, что аромат какого-либо из этих растений вызывает у животных привыкание, расстройство психики или иные негативные последствия для здоровья не проскальзывала даже на уровне слухов.
Внимание - это касается только пахучих летучих веществ, то есть запахов! Никаких спиртовых настоек, таблеток, капсул или иных предназначенных для людей препаратов животным давать нельзя!
И еще немного статистики. От всех четырех растений в состоянии блаженства пребывали 23 участника эксперимента. А вот из тех 20-ти, которые ограничивали свой выбор одним вариантом, 13 предпочли актинидию. Также и среди тех, кто отверг котовник она не оставила равнодушными 22 особи. То есть восточноазиатское угощение определенно в фаворе у кошек.
Портит все лишь денежный вопрос. В отличие от трех других растений этот «наркотик» привозной и получить его самому не удастся. Нет, лиану вида актинидия полигамная, она же остроплодная (перчик, горький кишмиш, silver vine) вполне можно вырастить во дворе или в домашних условиях. Вот только провоцирующий появление на ней нужных галлов вредитель pseudasphondylia matatabi водится исключительно на Дальнем Востоке.
Химия наше все
Нынче модно рассуждать о том, что продукты почти сплошь «химия», и лекарства, да и вообще – кругом одна вредная «химия». Как-то забывается при этом, что все нас окружающее состоит из химических элементов. Хотим мы этого или нет, но химия – она везде! Только часть веществ появилась без нашего участия и именуются натуральными, а другую часть создали мы сами и называем синтетическими. К тому же вред для здоровья от происхождения не зависит – самые сильные яды соединения природные.
Казалось бы, отличный выход – взять и добавить вызывающее у домашних кошек эйфорию вещество в разнообразные игрушки. Но загвоздка в том, что это самое действующее вещество точно не установлено. Во всех растениях присутствует ряд имеющих сходную химическую структуру соединений. Причем в эфирном масле кошачьей мяты больше всего содержится непеталактона.
А вот в трех других его совсем мизер. Там преобладает актинидин, которого почти нет в котовнике. И судя по малому содержанию иных веществ, именно на него реагируют «кайфующие» от татарской жимолости или валерианы усатые особи. В плодах актинидии с галлами помимо актинидина не намного меньше содержание других соединений (иридомирмецин, изодигидронепеталактон и его изомеры).
То есть, если исходить из максимума концентрации в растениях, то эйфорию у кошек вызывает непеталактон или актинидин. Причем действие последнего зависит от ряда сопутствующих соединений. Так ли это в действительности и чем определяется выбор разными мурчащими особями, требует дальнейших исследований. Может оказаться, что дело совсем в ином веществе, концентрация которого настолько мала, что его пока не берут в расчет.
Пока же вам остается дробить корень валерианы, сушить котовник и измельчать или нарезать ветки татарской жимолости, надеясь, что что-нибудь да выберет ненаглядный привередливый котейка. А не угодите – придется раскошеливаться на привозную из далеких краев «травку».